понедельник, 1 ноября 2010 г.

Самба: танцуют все!

Самба – это отец удовольствия,
самба – это сын боли,
поёт Каэтану Велозу. И пусть никого не смущает, что в португальском языке самба – мужского рода. Эти две строчки лучше, чем статья в любой википедии, расскажут вам о сущности знаменитого музыкального жанра.

Недооценить самбу и считать, что это такой способ красиво трясти бразильской попой, то же самое, что переоценить «Калинку-Малинку» и верить, будто это российский гимн. 

Самба – это целое культурное явление с ядром в Бразилии, но с границами, размытыми по всей планете. Это символ, лицо, идея – какое-угодно высокопарное слово. Повороты судьбы самбы – это перипетии самой бразильской истории. 

Даже сухие новости сообщают, что одна из первых форм самбы, самба-де-рода, была внесена ЮНЕСКО в список шедевров нематериального культурного наследия.

Говорить о самбе уважительно вынуждает не только её официальный статус, но и возраст. Как ни крути, а ей уже двести лет.  

В самом примитивном виде самба - это ритуальный танец, который исполняли рабы во время поклонения своим незабытым африканским божествам. Языческая природа самбы определила её энергичный, порой неистовый ритм. 

Самба – это сын боли, боли невольников, оторванных от своих корней.

В начале XX века самба вместе со многими своими носителями перебралась из провинции в столичный Рио-де-Жанейро. Поначалу это развлечение чернокожих бедняков, подобно блюзу и джазу в Северной Америке, воспринималось с предубеждением. 

Однако новый жанр быстро привлек к себе внимание. Уже в 20-х годах сочинять и исполнять самбу означало то же, что и иметь успех.

Музыка, которая до этого звучала лишь в трущобах, заиграла по радио, на пластинках и стала по-настоящему «модной» среди зажиточного населения.
Именно тогда появилась городская самба, которую, в отличие от народной сельской, создавали знаменитые композиторы. 

Профессиональное отношение, любовь публики и даже поддержка правительства – самба оказалась в самых что ни на есть тепличных условиях. В Бразилии, где любое время года – лето, даже брошенная под открытым небом самба продолжала бы плодоносить. Неудивительно, что при правильном уходе она в короткий срок созрела для того, чтобы стать визитной карточкой страны. 

Международную популярность самба приобрела в 40-х, благодаря Кармен Миранде, бразильской певице и по совместительству звезде Голливуда.


 Carmen Miranda - Tic-Tac Do Meu Coração

Тем, кто далек от самбы (а учитывая географическое положение Бразилии, таким оказаться совсем не сложно), она представляется скорее зрелищем, чем искусством. Причина этому – карнавал в Рио-де-Жанейро и то, что там происходит. В 30-х появились первые школы самбы. Их целью было участие в ежегодном карнавале, который к тому времени уже насчитывал не одну сотню лет. Выступления школ самбы, исполнявших специально заготовленные песню и танец, быстро превратились в соревнование и стали главным событием праздника. Зрители от этого только выиграли: представления с каждым годом становились всё грандиознее. Королевская помпезность и дерзкая откровенность – те черты, которыми участники карнавала наделили исполнение самбы. Не всем местным по душе, зато туристы в восторге. 

Так самба стала отцом удовольствия. Февраль в Рио неизменно собирает сотни тысяч людей, желающих понаблюдать за движением, а вернее, за телодвижениями на Самбадроме.


Jorge Ben Jor - Mas, Que Nada

Но ведь не самбой единой жива бразильская музыка. Начиная с 60-х, росла всемирная известность таких новых жанров, как босса-нова и тропикалия. Тем не менее, самба никогда не теряла своей актуальности, она видоизменялась, соединяясь с фанком, соулом и реггетоном.
 



Djavan - Tanta Saudade 

И, на самом деле, неважно, кто ты: собиратель фольклора, сноб-эстет или отвязный тусовщик, самба за свою долгую жизнь научилась нравиться всем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий